Thursday, January 7, 2021

Мои ангелы

 Никто тебе не друг, никто тебе не враг, но всякий человек тебе учитель.  Сократ

В начале прошлого года навалилась усталость. Долгие годы работы с очень короткими

перерывами давили тяжелым прессом. Захотелось вырваться из тисков обязательств, которые на меня никто не возлагал.

В начале весны отдых приполз, крепко в меня вцепился и умолял не отпускать. Ладно, согласилась я, только без истерик, пожалуйста, давай оттянемся немного. Накупила билетов в театры и отправилась попутешествовать. Обычно я планирую, но на сей раз решила раствориться в потоке оптимального переживания. С той поры я не смотрю телевизор, за ненадобностью.

Небольшой план я все же накропала, но твердо решила придерживаться внутреннего ритма.

Начала с Путешествия в Реймс. Понравилось, впечатлило, захотелось еще.

На мой взгляд, я достаточно хорошо разбираюсь в балете, теперь и в опере. Как-то давно проверила себя, делала пометки после просмотра балетных постановок, потом сравнивала с мнением известного и мощного критика. Почти 100% совпадения.

Опере я посвящала несопоставимо меньше времени, чем танцу, поэтому полагалась только на собственные ощущения. Насколько им можно доверять? Однажды случилось чудо.

Париж. Opéra Bastille. Tosca. Внимаю, слушаю, рефлексирую. Понимаю, что вроде поют прилично, драматические актерские качества певцов тоже ничего, но что не так? И главный вопрос – как я узна́ю, что моя интерпретация верная? Искать обзоры, но в каких изданиях? И мой французский слабоват.

Не люблю покидать зал во время антракта, там представление все еще продолжается. Мне нравится атмосфера ожидания и смены декораций. Гомон рассасывающейся толпы стих, и я услышала… Прямо передо мной два взрослых джентльмена обсуждали постановку на классическом русском языке, с малозаметным французским акцентом. Они почти дословно повторяли мои рассуждения, даже проговорили небольшой косяк, когда сопрано не дотянула. Их дамы были француженками, из чего я сделала вывод, что ангелы живут в Париже. Одеты месье были в соответствующем стиле, на них были повязаны шейные платки, свойственные людям искусства. По манере обсуждения и использования терминов это точно были оперные знатоки. Я не смогла рассмотреть их лиц, но случайно подслушанный разговор произвел сильнейшее впечатление. Они не догадывались, что я их слушаю…

7/03/20 отправилась в Мадрид. Иногда мне нравится просто ехать, особенное состояние транса. Я должна была прибыть к обеду, пообедать, посетить музей и театр. Прибыла я к обеду, ехала не торопясь и в удовольствие, но случайность заставила меня задержаться в номере на полтора часа. Я была голодна и зла. В ближайших приличных ресторанах официанты издевательски сообщали мне, что мест нет и кухня закрылась, я с завистью смотрела на дожевывающих обед посетителей. Долго искала любое место где можно перекусить, нашла малонаселенную забегаловку и что-то съела, голод исчез, злость осталась. Я удалилась от музеев. Наткнулась на Casa Arabe и обнаружила прекрасную выставку Dioses de la Frontera, название которой станет для меня обостренно-символичным спустя полгода. Я там была единственным посетителем. Мне нравятся музеи и культурные пространства пустые, ну или с минимальным количеством народа. Напиталась искусством и отправилась на концерт, где познала три удивитительные грустные сказки о конце света. Плакала.

На следующий день путь лежал в Валенсию. Там насладилась зрелищем танца, небольшой малоизвестный танцевальный коллектив исполнял более чем достойно, лучше многих профессионалов. Очень понравился подарок на 8 марта, осталась под огромным впечатлением.

В основе действа под названием  A través de la ventana (Сквозь окнолежит психологическая концепция окна Джохари. Долгие годы я ищу свои неизведанные зоны, белые пятна моего подсознания. Иногда у меня были ощущения, что я где-то рядом, совсем-совсем вплотную от каких-то важных открытий или воспоминаний, но их закрывает пелена. 10 лет назад ко мне прилетал черный лебедь и моя память вытащила глубоко спрятанные истории. Но я точно знала, что там есть еще что-то, что-то чрезвычайно-ценное. Я приближалась и видела силуэты, но рассмотреть не могла. Танцевальное действо меня вернуло к исследованию внутренней вселенной.

Искусство – это ложь, которая помогает нам понять правду жизни. Пикассо.

На следующий день решила прогуляться по городу, без плана отдаться воле случая. Обнаружила фантастическую выставку импрессионистов “Paraisos encontrados  

Не предполагала, что рай существует во множественном числе, оказывается и в русском языке такая форма присутствует, хотя малоупотребима или предположительна. В русском есть небеса обетованные, но это не то же самое что найденные или обнаруженные раи.

В тот день мое подсознание сделало запись в дневнике: “Как бы я хотела туда попасть.”

По прошествии чуть менее года я отыскала свои райские места. Я вспомнила ангелов, которые меня спасли. Несколько месяцев назад пришло понимание, почему у меня так откликается тема ангелов в искусстве.

Выставка импрессионистов была невероятна, но даже рай бывает небезупречен. Высказывания “Объект не важен для меня; я хочу воспроизвести то, что существует между объектом и мной” Клода Моне и “Счастлив тот, кто может разглядеть красоту в обычных вещах, там, где другие ничего не видят!” Камиля Писсаро ошибочно поменяли местами. Я сказала об этом сотрудникам, они поблагодарили за информацию, но вряд ли исправили.

Кого это заботило 9 марта 2020?

Я случайно вышла на главную площадь, не сразу поняла, что идет подготовка к празднику Fallas de Valencia и несчастных огромных кукол монтируют для обряда сожжения. Почувствовала, как люди стекаются, да именно почувствовала, как будто толпа хочет задушить пространство площади.

Исполнилась моя давняя мечта, на праздник Fallas в том году не было сожжено ни одной фигуры. Очень надеюсь, что новая традиция сохранится. Ритуал уничтожать старые вещи мне понятен, но зачем доводить это до абсурда? Столько огня и шума?

Я улизнула от толпы в уединенную тишину парков. Райские уголки Jardines del Real и крошечный Jardin de Monforte дышали спокойствием. Там даже были котики 😸😽 Я получила божественное удовольствие от путешествия.

Спустя несколько дней я узна́ю, что как только я покинула город, Валенсию закрыли на карантин, и Мадрид закрыли на карантин в день моего отъезда. А по прилету в Москву воздушное сообщение прекратилось на всей планете. Какие ангелы отменили все рейсы?

У меня возникло странное чувство, как будто кто-то меня уводил от опасных для заражения ковидом мест. Как будто я проходила кордоны и за мной закрывались шлюзы. Если бы я была религиозна я точно бы приняла это как божественное провидение.

Как-то однажды, в который раз летела через Париж, обратила внимание, что как никогда чрезмерно тщательно досматривают ручную кладь и меня лично, так дотошно впервые. Никогда не препятствую, безопасность – это важно. На следующий день в Париже случились теракты.

Десятилетия я билась над загадкой, почему меня больше других волнуют судьбы обездоленных и страдающих. Всего несколько месяцев назад я нашла ответы. Если бы я знала раньше…

На Майями-Бич летом, когда все нормальные загорают на пляже я способна по дороге в кафе обнаружить еврейский музей и попасть на экскурсию. А потом рыдать на мемориале Холокоста. Ни в коем случае не призываю отдыхающих брать с меня пример и вместо пляжа отправляться на мемориалы в поисках катарсиса. Но откуда у меня такой бескрайний океан эмпатии? Откуда я знаю, какие чувства испытывали обреченные?

Темы холокоста и геноцида изучала. Искала причины почему Гитлеру слепо подчинялись, не противостояли. Сопротивляться пробовали немногие, получилось у единиц. История знает немногих, кто спасал и помогал евреям выжить при нацизме.

Шиндлер не просто противостоял, он осмелился и смог обмануть систему и спас более тысячи евреев. Какова причина превращения корыстного дельца и немецкого шпиона в ангела? Слоганом фильма была выбрана цитата из Талмуда: «Тот, кто спасает одну жизнь, спасает целый мир». О чьей жизни идет речь?

После нюрнбергского процесса в Йеле был проведен эксперимент Милгрэмаподчинение авторитету, за которым последовала большая серия аналогичных психологических исследований со сходными результатами. Психологи изучали покорность человека, склонность к подчинению. Были сделаны шокирующие выводы: почти 90 % участников готовы причинять физическую боль другой половине испытуемых, но не установлены причины.

Похоже, я нашла ответы. 2020 для меня случился годом откровений.

Я вспомнила труднообъяснимые стечения обстоятельств, когда не очень хорошие люди мне препятствовали. Только теперь я понимаю, что то, что произошло давным-давно это просто счастливейшая случайность. Ангелы очень разные формы принимают, иногда приобретают странные, малопонятные и даже ужасные. Я пока не могу рассказать все. Это может стать чрезмерно-шокирующим. Но однажды я открою всю правду. Оно того стоит.

 

Ангел в Коломенском

Была поздняя осень, температура стекала к 0, воздух был пропитан дождем, который скоро превратиться в снег, уже зимний ветер выдувал остатки осени, небо и земля были одного сплошного грязно-серого цвета. Я делала пробежку, тело еле двигалось, суставы скрипели и просились в теплую кроватку до весны, легкие курильщика отказывались вдыхать слабо обогащенный кислородом газ, усталость усиливала гравитацию, настроение было мерзким. Я причитала, проклинала весь мир за такую несправедливость, но продолжала бежать. И вдруг почувствовала взгляд. На меня пристально смотрела женщина, в ее взгляде была зависть, но совсем необычная. Она была в инвалидном кресле. Мой медицинский интеллект мгновенно выдал – паралич приобретенный, не врожденный. Кресло было оборудовано откидным столиком, она то ли рисовала, то ли делала записи, стопка книг, термос, еще большая сумка висит. Она не просто на прогулке, она трудилась и что-то создавала.

После этой встречи у меня вообще ничего не болит и здоровье отменное. Всем, кто начинает ныть я включаю даю послушать эту песню.

Я с ней встречалась еще несколько раз, однажды она меня попросила помочь ей проехать в узкий проход. Прошлой весной, когда парк закрыли на карантин, я проложила маршрут для пробежки по набережной, она была там, она задумчиво-отрешенно созерцала течение реки.

Очень хочу с ней встретиться, поговорить, узнать ее историю и рассказать, как она стала моим ангелом. Она наверняка не предполагает.

Я не религиозна, не верю в мистику и магическое мышление, достаточно рациональна и скептична, но иногда посещает такое чувство, когда просыпаешься от поцелуя ангела… или ощущение, как будто ангел коснулся крылом. И еще потом долго ощущаешь шлейф этого прикосновения…

Думаю, каждый человек когда-нибудь становиться ангелом для кого-то, не осознавая того.

Однажды за обедом с успешными бизнесменами затронули тему откатов. ¨Что это?¨, – спросила я. Почувствовала, как взгляды всех сидящих за столом сконцентрировались на мне в одном огромном застывшем знаке вопроса. Знаю, что иногда бываю наивна, но в пределах нормы. Не помню где, но вычитала, что наивность – признак одаренности, этим себя и утешаю. Брат один из немногих мне знакомых личностей, который способен открыто задавать вопросы любой сложности:

- Ты хочешь сказать, что когда вы с коллегами направляете пациентов друг другу, вы не выплачиваете комиссионные?

Нет, это запрещено медицинским кодексом медицинской этики.

Да ты святая...

Если не ошибаюсь, как раз тогда же мы с одним бизнесменом, занимавшимся строительством, поспорили на прогноз цен на недвижимость, я утверждала, что скоро начнется нисходящей тренд. Ящик шампанского выиграла я.

Как-то ужинаем с братом, он смотрит на моего кайфующего от жизни, развалившегося довольного мурлычущего кота, которого я подобрала на улице котенком: “Шопен, ты понимаешь, какой ты джекпот сорвал!?”🤣🤣🤣

Глупо, но я иногда спорю на шампанское. Большую часть на “зубы”, реже на экономические прогнозы. Проиграла единожды бутылку брату – с географией у меня не идеально. Мне непонятны правила, по которым люди делят мир.

Однажды с одним умным и образованным, с приличным стажем, уважаемым доктором с Кавказа поспорили на ящик шампанского. Он никак не хотел согласиться, что безлигатурные брекеты имеют такую же эффективность, как и традиционные. Когда дискуссия заходит в тупик я предлагаю пари, но только в том случае, когда на 99,(9)% уверена в осведомленности о достоверности информации. Док принял условия, сказал, что знает, как проверить. Спустя год по-джентльменски он признал свой проигрыш. Справился, куда доставлять шампанское. Ответила, что он может не покупать, а эквивалент в деньгах перевести нуждающимся, кому – на свое усмотрение.

Получаю звонок. Не понимаю, кто мне звонит, какая-т женщина очень сбивчиво за что-то благодарит. Первая реакция – вы ошиблись. “Нет”, -  говорит она, - “я получила деньги, написано, что от Вас...” Несколько минут многодетная мать искренне благодарила за огромную сумму для ее детей, для нее это просто божественный подарок... Я поблагодарила за благодарности, поддержала ее духом – никогда не сдавайтесь! Для кого-то сумма за 6 бутылок аутентичного шампанского, которое в России стоит в разы дороже, чем в Европе и США, баснословна. Так, иногда окольными путями знания могут стать ангелами для чьих-то детей.

Как-то на новогоднем корпоративе ассистентка коллеги выпила лишнего и проговорилась. Вас, Светлана Николаевна, и вашу ассистентку ведьмочками называют. Она испугалась, что обидит и разгневает меня. Я улыбнулась - ей посчастливилось не познать меня, когда я в настоящую ведьму превращаюсь.

Это шутка. Я простая смертная женщина. Приписывать объекту или событию ангельские или дьявольские качества – это проекция созерцающего субъекта. Это тень персоны наблюдателя.

Иногда ангелы превращаются в книги или книги становятся ангелами. Подсознание – мир иррациональный, туда путь через метафоры.

Есть у меня пациент, молодой мужчина, айтишник. Мега умный, увлеченный, занимается нейронными сетями и искусственным интеллектом. Когда проходил лечение, почти при каждой встрече эту тему затрагивал. Мне тоже было интересно подискутировать. Однажды я спросила:

 – Вы Брэдбери читали? Вот, возьмите, Вино из одуванчиков.

В клинике оказией новый экземпляр имелся.

Во время следующего визита пациент светился улыбкой, наверное, такую называют печатью ангела, он больше не обсуждал искусственный интеллект, хотел вернуть книгу:

- Спасибо…

Я улыбнулась ему в ответ:

- Это подарок…

 

P.S. Сегодня при пробуждении обрывки воспоминаний проникли в реальность, почти осязаемо ощутила вкус и запах бабушкиных вареников с клубникой. То чувство, как будто ангел поцеловал…

No comments:

Post a Comment

Как я написала книгу или о том, как бросить курить.