Monday, January 3, 2022

ПСИХОЛОГиЯ. Личный опыт 13 ТЕНЬ

Тень, знай свое место! Евгений Шварц

Хотя первая сессия с АА была назначена экспромтом, к тому моменту я точно сформулировала 3 запроса: о психологическом насилии в детстве со стороны родительницы, где я достаточно продвинулась, вторая тема много лет неразрешимая и отнимающая достаточно внимания, и третья – актуальная темка о кибер-сталкере. Новые неожиданно-интригующие вопросы – не самые важные, но именно в то время кибер-хулиган проявлял выраженную активность в сети, и мне было интересно исследовать его поведение  и взаимодействие с ним.

Открыто объяснила почему “вернулась” к АА. Рассказала о собственных размышлениях – мне показалось, что АА структурированно мыслит и излагает, а я как раз с рациональным очень дружу. В прошлом году после 10 минут общения с ней мне полегчало. В ответ на мое пожелание о структурированности и хотя бы какой-той ясности процедуры взаимодействия АА что-то по-умному ответила, прозвучало несколько утвердительных сложно-подчиненных приложений. Я не все точно поняла, но по ощущению мне ее слова показались верными.

Я много раз рефлексировала по поводу первого короткого случайного общения с ней и заготовила вышеперечисленные выкладки, на которых сделала акцент. Задумалась и через паузу спросила:

-       –   Поэтому я пришла вновь… Может быть, что-то еще? – мой вопрос был спонтанным, я продолжала рассуждать вслух.

-        – …Эмпатия? – подсказала-предложила-добавила АА. Я как будто споткнулось и повторила:

-        – Эмпатия…?



Такое странное ощущение, когда произносишь слово – смысл понятен, но как будто ему тут не место, вне контекста, это похоже на новое слово на иностранном языке или незнакомое, но частично. Бывают курьезные случаи при общении с не носителями языка. Однажды француз, с которым мы общались на английском, произнес Кэмерон Диас на чистом французском, минут 5 я не могла въехать ЧТО мне говорят. На фоне хорошего взаимопонимания во время диалога случается неожиданный обрыв, стопорящий продолжение. Когда время общения не ограничено – для продолжения беседы необходимо прояснить недопонимание, а время сессии регламентировано. С Кэмерон Диас прояснилось, а вот с эмпатией… Я на автопилоте вернулась к своим темам.

Она поставила меня в известность, что уходит из клиники, я сказала, что для меня место не имеет значения. Она объяснила причины увольнения, из ее уст акцентированно прозвучало слово СВОБОДА, за два дня до встречи я именно так озаглавила одну из частей бета версии своей книги. Я восприняла этот как неслучайное совпадение, что добавило уверенности в собственном правильном выборе психолога.

На всякий случай предупредила – я могу говорить очень быстро, если что-то ей будет не понятно – пусть уточняет и проясняет. АА самодовольно улыбнулась и заверила, чтобы я по поводу этого не беспокоилась.

Я достаточно подробно описала все три темы, которые для меня имели связь, пусть и не прямую, скорее опосредованную. Как я понимала, если в одной области получить прояснение – это продвинет и остальные. Я застряла и буксовала во всех трех.

Попросила выслушать мою историю, проанализировать, дать обратную связь о возможных путях развития/решения/проработки. Исходя из предыдущего опыта взаимодействия с психологами и новой изученной научной информацией я четко обозначила свою просьбу: если есть возможность – составить план действий. В ответ я получила: процесс психологической работы – спонтанный. Слово спонтанность будет многократно повторяться АА и другими психологами, из чего я сделаю удручающий вывод: так говорят те, кто не хочет брать на себя хоть какую-то ответственность.

Я повествовала, не утаивая ни эмоций, ни личного отношения к событиям, не подбирая “нужные” слова. Открыто высказала недоумение и раздражение, злость на нарушение этических норм  со стороны психолога M, на которую жалобу накатала. Говорила как на духу, ничего не приукрашая и проявляя всю гамму чувств.

Я пожаловалась, что хороших специалистов мало в любых сферах, в частности в стоматологии, но я не предполагала, что такая же плачевная ситуация и в психологии.  АА ухмыльнулась и согласилась – хороших психологов мало! А людей с психологическим проблемами все больше и больше. Она была солидарна с моими умозаключениями, которые я проверяла и получила подтверждение в научной литературе.

Часы стояли перед моими глазами на очень близком расстоянии, как я поняла нарочито, чтобы клиент мог следить за временем. Для меня крайне непросто погружаться в с глубины собственного бессознательного и отсчитывать сколько времени прошло или осталось. Я периодически пробовала понять и рассчитать, но так как мы начали на 5 или 10 минут раньше, оперативка давала сбой. Я “теряла” время. Мой спич о трех завершался, АА неожиданно резко подскочила и прервала меня на полуслове:

-      –   Как хорошо, что вы так систематизировали и разобрались в своих запросах. Время вышло. Вот то, что вас больше всего в данный момент волнует, мы и обсудим в следующий раз.

АА промчалась мимо меня и вылетела в дверь. “Что это было? Она иронизирует по поводу моих способностей к систематизации?”, - пронеслось в мыслях. Я почувствовала некоторый дискомфорт от ситуации. Это мне показалось или были причины принять во внимание собственные ощущения?

Меня никто не предупреждал о продолжительности сессии. Это может быть 50, 45, 55, 60 минут. Я считаю, что за временем должен следить и психолог, на тот случай, если клиент погрузится глубоко в подсознание, чтобы плавно вывести его в реальный мир. По крайне мере, я так всегда практикую.

Ладно, я выговорилась – повторила уже в который раз свою заезженную пластинку. Записалась на следующую встречу в надежде на прогресс.

 

Человек сколько-нибудь знакомый с психологией и исторически значимой фигурой в психоанализе Карлом Густавом Юнгом, соратником Зигмунда Фрейда, слышал или знает о Тени как метафоре характеристик, свойств и особенностей личности, вытесненных в бессознательное.

По каким причинам психологи зачастую принимают по умолчанию, что в тень вытеснены только отрицательные качества? И с чьей точки зрения эти качества отрицательные или “плохие”? К.Г. Юнг показал, что Тень обладает не только негативными, но и позитивными переменными.

Психологине M, которой рекомендовали отправиться на супервизию, я задавала вопросы, на которые у меня пока нет ответов. Если у каждого человека есть тень, то в полной темноте она отсутствует, и тени исчезают в полдень. Как развить и интерпретировать эту метафору в таком контексте? Буду признательна всем и каждому, кто поделится личным мнением по этому поводу.

Тень можно рассмотреть, если отвернуться от источника света, стать спиной к солнцу и изучить свою тень… Если изменить позу – изменятся очертания тени. В полдень, как правило, бывает жарко, не каждый выдержит нещадную жару, когда  размер тени минимален – то есть и личность может увидеть все свое естество максимально. Кстати, и на солнце есть пятна. Пока для меня подробности этой метафоры скрыты в бессознательном, моем и юнгианском…

В тень может быть что-то вытеснено, в самой тени может быть что-то срыто, но и под тенью может что-то располагаться. Нужно перемещать свое тело(самость и персону) во времени и пространстве, чтобы увидеть что скрывается в/под тенью. Можно ли провести аналогию с устойчивым выражением – выйти из зоны комфорта? Будет ли это эквивалентно тому, чтобы подставить какую-то, совсем не защищенную или уязвимую для солнечных лучей часть тела под открытые лучи солнца? Говорят, солнечный свет  - лучшее дезинфицирующее средство

Я давно имею привычку анализировать и рефлексировать, если что-то необычное, особенное или новое воспринимаю в объекте, это касается как событий, произведений искусства, животных и людей. Объектные отношения определят то, что мы видим в других части себя – так утверждают практически все направления психологии. Мы познаем себя через других, или продукты их деятельности.

Саша и США. Около 15 лет назад моя подруга отправилась в US на конференцию. Я давно планировала посетить США, но все откладывала по причине ограничивающих убеждений: устрашающие рассказы о сложности получения визы и древние внушения родом из советской школы, что Америка – это зло. Моя подруга, чье мнение я очень уважала, отправилась первой. После возвращения она позвонила и рассказала о своем путешествии. Мы больше 10 минут на телефоне никогда не висели, но в тот раз ее обширные излияния о путешествии длились более 2х часов. Мне было интересно слушать наполненный яркими эмоциями рассказ подруги, значительно менее эмоциональной чем я. Ей не понравилось ничего. Я не могу вспомнить хоть что-то, о чем она рассказала хотя бы нейтрально, кроме информации, полученной на конференции. Особенно я запомнила ее впечатления о Манхэтенне и небоскребах. Они на нее жутко давили, ей было не по себе, она хотела побыстрее оттуда сбежать, от этих мрачных, устрашающих многоэтажек. Ее рассказ отстрочил мои планы. Но через пару лет я все же добралась до NY. Каково было мое удивление, когда я с восхищением наблюдала уникальные и неповторимые архитектурные творения, устремленные в небо. Они манили за собой ввысь, мотивировали на новые свершения. От поездки я получила несказанное удовольствие и огромный позитивный заряд на годы. И еще много раз возвращалась и планирую посетить прекрасную страну свободы и высоких достижений.


На вторую сессию АА опоздала, я отнеслась к этому спокойно. Хотя психологи обязаны быть заблаговременно. Она извинилась: Москва, пробки и прочее. Я уточнила – сколько длится сессия? 45 минут, но АА считает, что это мало, поэтому одна добавляет 5 до 50. Я поблагодарила и мы начали.

Поинтересовалась, можно ли задать ей личный вопрос – она дала согласие. Я рассказала, что при первой встрече мне показалось, что ее тоже мама не любила. Кстати, до сих пор я не понимаю – это я “считала” информацию на подсознательном уровне, я почувствовала что-то или увидела обрывки своей тени?

АА призналась, что ее мать к ней относилась полярно, то подпускала очень близко, то была отстранена и холодна. Но, она АА все проработала. Мне было неловко спрашивать – что именно она прорабатывала и каков результат проработки. Сейчас я бы не постеснялась уточнить.

- Вы очень проницательны! - психолог отметила мою способоность экспрессивной интонацией. Я о себе в таком контексте никогда не размышляла, да и само слово не помню когда упортребляла.

Я рассказывала о киберсталкере, рассуждала вслух, спрашивала и ее и себя – зачем он это делает? Что я получаю от его “преследований”?

“Другие… другие женщины боятся преследователей. Мне бы было страшно, а Вам не страшно?”, - вставила АА. Только позже, после прослушивания записи я расслышу слово другие. Когда она произносила другим… страшно, ей было бы страшно, если бы ее в сети кто-то преследовал... Во время этой реплики она сделала особенный жест плечом и рукой. Такие движения делаю люди, когда как будто что-то с себя стряхивают или им неудобно произносить фразу, или как будто преодолевают какое-то сопротивление. Я очень хорошо верифицирую этот жест.

Я должна его бояться? Ну, конечно, гипотетически всегда есть риски. Но я анализировала ситуацию – в данном случае риски исключительно минимальны, как я понимаю.“, - с удивлением прокомментировала я.

В конце сессии АА мне выдала, что она мне добавила 10 минут и унеслась в дверь. “Но я не просила. Опять какой-то осадочек, как будто я ей должна. Она опоздала, я потеряла отсчет на какие стрелки смотреть. Я так была увлечения изучением себя любимой, за что собственно говоря деньги плачу – почему она не может за временем последить? Ладно, не фиг придираться.”, - рассуждала я.

После этой сессии у меня реально появились траблы и я отправилась повторно глубоко и тщательно штудировать всю научную инфу на тему киберпреследований.

В русском языке есть устойчивое выражение По себе людей не судят. Обычно где-то рядом Не суди, да не судим будешь. Почему эту поговорку используют только с негативным значением? Ровно 10 лет назад у меня случился инсайт: я осознала это с оборотной стороны.

Периодически я спрашиваю себя – насколько точно я охарактеризовала человека/ситуацию? Я воспринимаю истинные качества объекта/события? Иногда что-то слетает с моих уст – интересная фраза или вопрос, неожиданный для меня и/или собеседника. Я размышляю и рефлексирую – что именно я имею в виду, и к кому относятся мои реплики? Как я считаю(для себя), в этом достигла достойных результатов и уровня.  

Полезно перечитывать переписки, многое, что писал собеседник, он рассказывал о себе, а собственный текст о ком-то – это скорее всего о себе любимом/-ой. Я люблю спрашивать у собеседников – что во мне нравится или не нравится. Однажды меня упрекнули, что я упряма. Я точно знала, что человек говорил о себе.  Хроническое негативное и деструктивное упрямство – это точно не про меня. Я исключительно хорошо понимаю отличие между упрямством и упорством. Это качается и положительных качеств – когда во мне находят неожиданно для меня прекрасное, я отвечаю, что человек видит свое отражение. Насколько верны мои умозаключения? Над этими вопросами я трудилась долгие годы. Результаты – невероятные находки я предоставлю чуть позже.

Не так давно я написала собеседнику:  “Лишить годовалого ребенка матери – это фашизм.” Спустя пару месяцев я осознала, что это я писала о своем детстве.

 

Если в каком-то человеке что-то не нравится или раздражает – спроси свою тень.  Зачастую человеку не нравятся в других вытесненные в подсознание собственные качества.

Хочешь дать совет /рекомендацию/задать вопрос – спроси свою тень: Что это значит? Прежде всего, скажи это себе.


                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Продолжение следует...

Изображение картины Just a Shadow любезно предоставлено художником Мариной Бойко.

No comments:

Post a Comment

Как я написала книгу или о том, как бросить курить.