Friday, January 14, 2022

ПСИХОЛОГиЯ. Личный опыт 14. ФРУСТРАЦИЯ

Ожидание успеха даёт возможность выдержать болезненное напряжение —фрустрацию. Франц Александер, Шелтон Селесник Человек и его душа: познание и врачевание от древности и до наших дней

После второй сессии с АА у меня началась ощутимая тревога по поводу киберсталкера. Насколько безопасно это “преследование”? Какие реальные риски я не учла или занизила? Я начала сомневаться в себе – психолог дала понять, что женщины в подобных ситуациях испытывают страх. Если мне не страшно – это значит, что со мной что-то не так?

Вспомнила свой первый опыт пилотажа на ЯК-52, когда я была в роли второго пилота. Единственное, чего я боялась – неконтролируемого приступа морской болезни. С детства меня крепко укачивало во всех видах транспорта, кроме поезда. Я заблаговременно подготовилась – разложила пакеты в несколько карманов летного комбинезона и попросила первого быть максимально нежным во время ознакомительного полета. Максим Николаевич пилотировал искусно, мы сделала несколько простых фигур на минимальной скорости. У меня случилась эйфория. Приземлились,  я с блаженной улыбкой покинула летательный аппарат. Нас встречали 7-8 человек, летчики и техники выстроились вряд и пристально изучали на меня. Я медленно планировала по направлению к процессии, ставшей на моем пути. Пауза.

 - ну что, страшно было?! - спросил один из летчиков.

 - страшно? - с недоумением повторила я. Для меня было неожиданностью всеобщее внимание местных мужчин, и с искренним удивлением добавила:

- а что, должно быть страшно? – я обвела взглядом присутствующих и, следуя намеченной траектории, продолжила движение  в клуб.



Немую сцену я запомнила навечно. Лица крепких мужчин в расцвете сил и лет одновременно с ироничного предвосхищения  заведомо-предполагаемой новости меняют выражение на гримасы обидной досады и недоумения после фрустрирующего разочарования. Я тем временем рассуждала: ”Летать я никогда не боялась, накануне проштудировала базовые законы аэродинамики, инструктор – профессионал экстра-класса… Почему мне должно быть страшно?”

Эйфория длилась еще несколько часов, морская болезнь отступила навсегда. Невероятные парадоксальные реакции иногда случаются неожиданным образом. Подружка, на которую небоскрёбы давили, и у которой никогда-никогда не было и намека на укачивание, после первого и единственного пилотажа вышла из самолета с полным пакетом. “Страховку” я ей предусмотрительно-заботливо положила в карман. В тот день она даже не смогла сесть за руль собственного автомобиля и потом хронически  жаловалась на внезапный кинетоз.

По какой причине у меня не возникает страх как у среднестатистического индивида или женщины? Я обратилась к научным источникам с запросом киберсталкинг+страх, потратила с полдня времени, чтобы разобраться в теме и в себе на эту тему. Результаты меня утешили:

1.      Тема киберпреследований малоизучена и не систематизирована.

2.      Не у всех “жертв” киберпреследования возникает страх, причины разнообразны.

3.      Следует отличать киберпреследование от кибер-преступления и кибердомогательства.

На многие вещи моя реакция отличается от среднестатистической, и складывается такое впечатление, что психологи меня хотят к этому среднему привести. Наверное, многим знакомо это ощущение, когда что-то не так. Странное такое ощущение – очевидного противоречия нет – явного когнитивного диссонанса не наблюдается, но что-то не так. Почему АА считает что все, и я в том числе, должны бояться киберсталкеров? У нее недостаточно данных, ни научных, ни полученных от меня, чтобы обобщать.

К третьей сессии с АА я проанализировала весь опыт общения с психологами, структурировала информацию и наметила обсуждение деталей. Сделала наброски в письменном виде, так как инфы было больше, чем может уместить кратковременная память. Появилось воодушевление, ощущение, что как будто произошел сдвиг в моих пробуксовках.

Я осознавала свой перенос на психолога – отчасти ощущала себя маленькой девочкой, которая прилежно делает домашку, готовится к следующему “занятию”, но и технически-рациональные ожидания были, как и ко всем психологам – я полагалась на них как на профессионалов, поэтому предполагала результат – новую, проясняющую инфу о моих перипетиях.

Я приехала минут на 10 раньше, расположилась в холле и дорабатывала свои тезисы. К 14.00 появилась АА и пригласила следовать за ней. Пока мы преодолевали витиеватый отрезок по длинным коридорам, я смотрела на нее сзади. Короткая стрижка на мужской манер – так женщины не стригутся. Я редко позволяю себе пристально рассматривать людей без достаточной на то причины, но в тот момент это произошло скорее потому, что взгляд притягивало что-то необычное, я изучала детали. Ее походка была слегка зажата, движения немного скованные, для психолога чрезмерно… Она была одета в джинсовый комбинезон а-ля Карлсон, под ним была вытянутая белая футболка, обута в кеды. Когда мы встречались в клинике, она была всегда в джинсах, но классического покроя, халате до колен и маске, взгляду не было за что зацепиться. Сейчас я почувствовала неприязнь, пробудившую недоверие. Я много дискутировала на тему имиджа с коллегами, молодыми и со стажем. Мое абсолютное убеждение – врач, психолог и другие серьезные специалисты обязаны выглядеть степенно, их образ должен располагать к доверию. Я вздохнула, отогнала рациональные оценки и вошла в кабинет.

Мы обменялись несколькими формальными организационными фразами.

Большие встроенные часы занимали всю часть стены над дверью в кабинете с высокими потолками. Стрелки застыли, часы стояли. Как мне сегодня следить за временем? – пронеслась мысль. Я вернулась к темам насущным, открыла ноутбук, сообщила, что проработала множество моментов и хочу это обсудить. АА кивнула. Я открыла компьютер и обнаружила, что пару минут назад закрытый файл, лежит не помню где.  По пути к новому месту встречи я застряла в жуткой пробке, боялась опоздать, чудом объехала по малознакомым маршрутам - навигатор вывез, поэтому к началу сессии я прибыла немного беспокойной и рассеянной. Да еще файл исчез, я суетилась и нервничала.

- извините, потеряла… сейчас… минуточку… где файл?, - я искала в недавних папках в страхе, что файл мог не сохраниться и исчезнуть. Печальный опыт потери несохраненной, удаленной или поврежденной информации на цифровых носителях, к огромному сожалению, у меня имеется.

- Вы сделал пометки?

- Да

- Не ищите, если не найдется – главное-то вы помните.

В течение нескольких десятков секунд пока до меня доходил смысл ею произнесенной фразы, и я ментализировала свою эмоциональную реакцию, файл нашелся. Я с энтузиазмом начала декламировать свои тезисы.

АА меня слушала, но как-то безынициативно, я почувствовала ее отстраненность и незаинтересованность, интуитивно я сменила топик.

Вот у меня еще к вам вопрос, скорее технический: “Что вы можете сказать о человеке, который в сети публикует фото со спины, в частности, фото профиля, если на станице с десяток фотографий из которых 7 со спины и 2 в пол-оборота?” АА пустилась в пространные рассуждения о том, что ситуации бывают разные. Я выслушала, никакой пользы или прояснения не получила и в этот раз. На прошлой сессии я  спросила ее мнение по поводу ситуаций, когда люди не здороваются он-лайн и оф-лайн. Ответ я получила примерно такой же. Много-много-много слов о том, что ситуации бывают разные… 

АА плавно и незаметно для меня вернула тему киберсталкера. Я призналась, что испытываю к этому виртуалу амбивалентные чувства. Безусловно, он доставал меня в сети, но с другой стороны, этот милый псих не ожидал на кого нарвется. Ему от меня досталось будь здоров, от чего я получила удовольствие. Я разыграла его, но подшутила по-доброму. Объяснила, что он хотел со мной поиграть – я ему ответила тем же. Играя в незнакомую игру, никогда не делай первого хода. Мартин Иден (Джек Лондон).

-         И часто вы на это отвлекаетесь?

-         На что на это?

-         На подобные виртуальные "игры"

-         Когда киберсталкеры случаются – тогда и отвлекаюсь.

Я не считала нужным тратить мною оплаченное время на рассказы обо всех эпизодах киберпреследований. 

Однажды ко мне пришла трудоустраиваться ассистент. Волей случая, ее предыдущий работодатель накануне комментировал мои посты в ФБ. Связалась с ним, чтобы навести справки. Написала в мессенджере, задала вопрос о кандидате. Завязалась беседа, нашлись актуальные темы для обсуждения, коллега пригласил в клинику. Назначили дату. Встретились. Он организовал экскурсию в пару клиник, я посмотрела, кое-что для себя узнала, поблагодарила. Пообедали, я поделилась интересной и для него новой инфой о Болонском процессе, лысенковщине и доказательной медицине, о чем он в своих постах потом упоминал. Деловая встреча прошла в дружеской обстановке, осталось положительное впечатление.

Спустя несколько месяцев он написал, что будет с оказией в Москве, хотел бы вместе попить кофе. Ответила cпонтанно – где, когда? У меня был насыщенный клинический прием, пока я размышляла о том, что нужно его к себе в клинику пригласить, он еще прислал… личные фото… в трусах… на фоне женского белья.

Я не знала – плакать или смеяться? Женщины ахают, мужчины хихикают в ответ на мои просьбы объяснить: ЧТО я к своим годам не понимаю в жизни?

Практикующий врач-стоматолог, 40+, к.м.н., главный врач сети клиник в Подмосковье, владеет которыми его папа психиатр. Док не спрашивал моего семейного статуса. Что он себе нафантазировал?

На подобное поведение гендерная реакция отличается: женщины(как минимум, все мои знакомые) воспринимают это как нарушение собственного спокойствия и личных границ. Получить фото в нижнем белье от не- или малознакомого мужчины на фоне бюстгальтеров оскорбительно для женщины. Если мужчина получает фото незнакомки в белье – это тешит его мужское самолюбие и повышает самооценку. Мои мужчины юморили: “Светочка, нельзя быть красивой такой!”

Я проконсультировалась у адвоката, которая как позже выяснилось, была мошенницей и кинула меня на маленькую сумму и соседа-коллегу на крупную. Юридически привлечь доктора в трусах за нарушение моего эмоционального спокойствия не за что. Я написала ему культурное письмо с объяснением, чтобы он более осознанно подходил к общению в сети. Он перезвонил, сказал, что я  ничего не понимаю в трендах нижнего белья, которое он у брата в магазине рекламировал, хамил, грубил, сыпал угрозами, что если я его фото кому-нибудь покажу…

Спустя годы я случайно узнаю, что он через пару месяцев женился. А тогда я проанализировала его профиль в ФБ и обнаружила, что он писал посты, очевидно с подтекстом о нашей встрече. Несколько недель перед его приглашением он публиковал анекдоты на тему волнительной встречи после долгой разлуки. У меня достаточный опыт общения с индивидами, которые юзают непрямую коммуникацию. С моей точки зрения, личной и профессиональной, подобные паттерны дисфукциональны. Подобных “веселых” эпизодов у меня на целую книгу наберется.

Я доверила АА информацию о себе, в которую посвящала только самых близких людей. Я честно рассказывала об осознанности в отношении своих нарциссических черт, которые я умею обуздывать и использовать для благих созидательных целей. О том, что у меня есть некоторые легкие признаки шизоидных акцентуаций(никакого отношения к шизофрении термин не имеет), которые зачастую свойственны людям с математическими способностями, и возможно, эти качества усилились в результате моего “особенного” детства. Я честно рассказывала о том, что я осознаю, когда лгу или не говорю всю правду, когда использую разновидность лжи – умолчание. О том, что я получаю удовольствие, когда “даю сдачи” нахалам и грубиянам, абьюзерам их же оружием, бахвалилась, что долго тренировала в себе эти навыки – отстаивать и защищать собственные границы.

Я в который раз рассказывала о всестороннем изучении своих теневых сторон, о глубинной проработке детских травм, но у меня такое ощущение, что есть еще что-то скрытое, чего я никак нащупать и понять не могу.

- Поэтому я и обратилась к психологам, за помощью! - эмоционально выплеснула я. АА молча наблюдала и никак не реагировала. Она застыла, как и стрелки здешних часов.

Что-то происходило не так. Во время своего спича я успевала рассуждать о том, что я пришла в очень хорошем настроении, у меня был драйв, а теперь я раздражена. Что и когда пошло не так? Я злилась как ребенок. На что? Или на кого? В чем причины? У меня было странное чувство, что АА меня провоцирует, в то время как ее вопросы и бездействие на методы провокативной терапии не похожи.

Она меня преднамеренно фрустрирует? Она осознает это?


Продолжение следует...

Изображение картины Insomnia  любезно предоставлено художником Мариной Бойко.

No comments:

Post a Comment

Как я написала книгу или о том, как бросить курить.