Tuesday, January 18, 2022

ПСИХОЛОГиЯ. Личный опыт 15. ПРОСТРАЦИЯ

Мне не забыть и не вернуться…
Я мыслями все режу пустоту,
Я не хотел бы захлебнуться,
В прострации, которой я живу…

© Андрей КЕНО

Продолжалась третья платная сессия с АА. Ссылаясь на свои тезисы, я повторно проговорила пункт: по какой причине я вернулась к ней. Как я тогда рассуждала – меня привело сочетание ее умения структурировать процесс взаимодействия, как мне тогда показалось, и эмпатии – как она добавила на первой сессии. Я предпочитаю высокофункциональное состояние – умение мыслить и чувствовать одновременно, “позволяя уму обрабатывать информацию из обеих — сознательной и бессознательной — частей себя, слаженно работающих вместе.”

АА вторила:

 - и от логики не слишком отстраняться…



Я считаю, что иногда нужно "отключать" мозг, наслаждаться моментом, отдаться чувствам, но это возможно только в безопасной зоне и с людьми, которые способны создавать физически и эмоционально безопасную обстановку. Порой требуется отключать чувства. Эту тему я тоже штудировала: как врачам, особенно хирургам удается отключать эмпатию, как будто существует тумблер. Например, перед лечением или удалением зуба  – положение выкл, потому что когда человеку больно и врач эмоционально вовлечен, он не сможет выполнить операцию. Умение отключать эмоции важно в форс-мажорных ситуациях, например, при ДТП(к счастью, мои ДТП – это максимум помятый капот и фары на замену) Несколько раз я была свидетелем и участвовала в оказании первой помощи пострадавшим в ДТП до прибытия скорой. Я точно осознаю, когда наступает состояние выкл. А потом медленное включение чувств, очень разнообразных, впоследствие произошедшего. Поэтому и выгораний в некоторых профессиях много. Кроме того, пациенты к врачам приходят каждый со своими проблемами. Я лечу зубы, но приходит человек - личность с наболевшим, не только в полости рта.  Я выделяю эмоциональное пространство, которое поддерживаю свободным для каждого нового пациента.

На первой встрече я рассказала АА инцидент с психологом M, на которую я жалобу написала. Объяснила, что не столько эмоционально ее фразы меня задели, сколько в моем понимании, для профессии психолога не допустимы скабрезности, грубые или похабные высказывания  в адрес клиента. Похоже, АА облекала свои “колкости” в более пристойный вид:

-          - С вами бывает сложно?

-         -  Да, бывает…

Иногда – это нормально, – рефлексировала я. А существуют люди, с которыми всегда просто? По мне, так с такими людьми что-то не так, если они всегда и для всех хорошие и удобные. Периодически возникающие разногласия – это не только нормально, это путь к развитию. Практически любой конфликт можно решить, как минимум, с нейтральным исходом, а лучше полюбовно и взаимовыгодно, продуктивно для участников и всей системы в целом: «выигрыш: выигрыш: выигрыш».

АА опять возвращала тему киберсталкера, хотя на первой встрече я подчеркнула, что главная мой запрос иной.

Я повторяла, что у меня к нему двойственное отношение – мне льстит, что какой-то серьезный чел читает бета-версию моей книги. Это увесистые тексты на русском языке, а он русский никогда не изучал. Что он там хочет найти? В этом контексте вместо страхов от его виртуальной заинтересованности я его в разряд фанатов отнесла. Такого опыта у меня еще не было, мне интересно такое “необычное" внимание.

По моим данным – это разведенный мужчина, который воспитывает 2х сыновей, причем с почти полной опекой. Для меня непонятно, как мать оставила на полную опеку отцу годовалого ребенка. У меня есть достаточное количество знакомых мужчин, которые очень любят детей и периодически на свои вторые полвины жалуются. Я им предлагаю давно заготовленное решение – развесить и оставить детей себе, но мое предложение они категорически отвергают. Самостоятельно  воспитывать детей – для мужчины героический поступок.

В то время, как кибер-хулиган стучался из фейковый профилей, я попробовала с ним пообщаться. Даже переписка завязалась, он попал в тот период, когда происходило самое болезненное принятие того, что меня мать не любила. Кстати, те психологи, которые меня “пугали”, что без подготовки в детские травмы погружаться может быть опасно – полная ерунда. Мне интересно было восстанавливать воспоминании, так вот я и киберсталкеру поплакалась. Он поинтересовался  – как мне сейчас – я написала, что мне больно осознавать, что женщина, которая меня родила, и должна любить безусловной любовью не дала своим детям этого. Скорее всего, она была не способна к подобным чувствам. Так бывает, это надо признать и двигаться дальше. Но это осознавать это очень больно. Я несколько месяцев почти каждый день плакала, по несколько минут, накатывали моменты грустные, печальные, как когда близкого чеглока теряешь и скорбишь. Так этот кибер-хулиган меня даже поддержал, невольно оказавшись в нужном месте в нужное время.

Конечно, он озорничал, какие-то странные послания слал, иногда едкие и ехидные, морок наводил, провоцировал меня на эмоции. Я ему отвечала “достойно”. Пару раз написала все, что думаю по этому поводу с крепкими выражениями. Просил эмоций – получай.

Я вошла с ним в игру. Основываясь на теории потребностей Мюррея - Murray's system of needs, Карен Хорни в своем труде Теория неврозов отмечает, что существует 3 потребности человека, у которых не обязательно должна быть цель, которыми занимаются ради получения удовольствия – познавательная деятельность (познание), игра и секс. Если с точки зрения игры рассматривать наше взаимодействие – он начал странную игру, возможно не осознавая, я осознанно вступила и, не сознавая начала вести.

Я сообщила АА, что меня это достало, это длится больше года, и я вышла из этой “игры”. Она спросила:

 - а когда вы последний раз с ним контакт имели.

 - несколько дней назад… вам показать переписку?

Она отказалась. Странный вопрос – проверяющий. Я, как специалист по вопросам, знаю, что вопросы могу быть разные – и всегда понимаю отличие между проверяющим, проясняющим и уточняющим вопросом. Границы между ними размыты, зависит от контекста. АА в подавляющем большинстве задавала мне проверяющие вопросы. То же делали многократно и предыдущие психологи.

Она не доверяет информации, о которой я рассказываю? Я пошутила, что если  расскажу о своем опыте кибер-преследований – она не поверит. Сегодня она была более подвижна и больше жестикулировала, чем в прошлые разы. Ее реакция на мою шутку была неестественная, фальшивая, как будто ей неудобно было здесь находиться. Мне расхотелось ей про мой богатый опыт в кибер-пространстве рассказывать, по сравнению с которым этот кибер-хулиган – просто маленький шалунишка-проказник.

Я отметила, что психика у меня крепкая, упомянула, что опыт пилотажа имею. Я тренировалась у заслуженных тренеров сборной России по самолетному спорту, где моя психологическая устойчивость была проверена не раз. В этот момент АА подпрыгнула в кресле и сделала пометку в блокноте. Мне захотелось ее успокоить, что на тему экстрима я знаю наверняка больше, чем она: я посвятила много времени на изучение психологических аспектов экстремальных видов спорта. Но в тот момент я не хотела отвлекаться от обозначенных мною запросов:

 - Мне бы хотелось ваше профессиональное мнение о моей ситуации. Просьба максимально прозрачно, точно, четко, конкретно… как я понимаю, у меня есть какие-то защиты, “слепые зоны” которые я не понимаю. Буду признательна за ваше видение.

- Ваш случай не тривиальный, не простой, в учебниках нет четких примеров по поводу таких ситуаций.

“Какие именно она имеет в виду ситуации?” - думала я. Она продолжала:

 - Обычно люди приходят с какой-то типичной проблематикой, о которой много сказано, много написано…

Здесь меня начало нахлобучивать, терпеть не могу когда меня с кем-то сравнивают, с детства. Эти гнусности делают многие, в детстве ба и де, и несколько учителей в школе были свободны от этой херни. Я недоумевала, она продолжала:

- … Чтобы структурированно построить терапевтический процесс, нужно отделить главное от второстепенного в проблемах человека, во многом это процесс спонтанный, конечно. Мы этот процесс не замечаем, даже психологи от этого не застрахованы – могут начать интерпретировать поведение человека несколько искаженно. Сейчас я точно вам не могу привести примеры, в каких моментах я точно вижу возможное искажение. Я не утверждаю, что это так, но возможно. Возможность такая есть, тем не менее. Противоречивые чувства создают эмоциональный накал. И это создает поле для некоторых искажений.

3 с половиной  минуты бла-бла-бла-бла… О каких искажениях она говорит?

Я пояснила, что я не знаю этого человека, при изучении его активности я оперирую вероятностями и когда изучаю этот “феномен”… я “открываю” себя. Мне также интересно, насколько я точно воспринимаю непонятные явления: я отчасти осознаю свои проекции в объекте или я действительно могу на основании какого-то анализа получать/синтезировать характеристики наблюдаемого? Я вижу собственное частичное “отражение” или, благодаря моей проницательности я умею из объекта выделить то, что скрыто от глаз большинства? Возможно, и самого обладателя качеств, которые я идентифицирую. Где граница – где заканчивается мое и начинается чужое? Этот вопрос я сформулировала впервые. В момент, когда я его произнесла вслух, я почувствовала, что он может меня продвинуть.  Мне он показался мощным.

Я задавала вопрос многим психологам о противоречивых данных – мужчина воспитывает двоих детей, социально значимая фигура и шлет мне какие-то странные знаки, прямой коммуникации не ведет. Как это объяснить и зачем он это делает?

Я задала АА  максимально четко формулированные вопросы:

 – что чувствуют люди, которые не могут вести открытые коммуникации? Как они это ситуацию воспринимают? Как у них это устроено, где у них “перемыкает”?

Она поведала свою версию об избегающемтипем типе привязанности, излагала как никогда внятно и отчетливо, наукообразно. Я притихла, рассуждая на тему использования ею популярной терминологии вместо научной. Психолог добавила:

 - … таких не сказать, что много, но заметная часть. Бывает, что люди приходят в терапию и спрашивают что делать, как вести себя с таким человеком? Если честно, не существует какого-либо поведения, с помощью которого можно этими людьми по-настоящему управлять.

Фраза “можно этими людьми по-настоящему управлять” резко врезалась в мое сознание. Управлять людьми? Можно управлять персоналом в рамках рабочего пространства(темы религии и политики я нарочито не затрагиваю), но управлять людьми в личных отношениях? Я так точно никогда не делаю и даже не думаю, я уже третий час ей об открытых взаимоуважительных отношениях толкую.

- Надо подумать… может быть, какое-то упражнение сделать. А сны, кстати… Вам какие-нибудь снятся?

Я рассказала о нескольких повторяющихся сновидениях. Время сессии подходило к завершению. Я прислушивалась к собственным ощущениям. Психолог взяла слово:

- знаете, меня некоторые спрашивают, на всякий случай скажу вам… если вам, у некоторых людей есть такая потребность просто разово проконсультироваться с каким-то врачом психиатром-психотерапевтом, если вы захотите, то у меня есть кого порекомендовать… кандидат наук и так далее. Такие специалисты тоже… они могут со стороны сказать свою точку зрения. Некоторым вот как-то помогает это, чтобы расширить свое понимание проблемы. Так, просто…

Она меня к психиатру отправляет?! Неожиданно возник образ огромного цветка, и я чуть ли не физически почувствовала, как лепестки моих защит начали сближение, чтобы закрыть нежную сердцевину. Створки раковины закрывались. Я одела кофточку иронии и прикрылась накидкой сарказма. Я оборвала АА на полуслове:

 - я тоже кандидат наук, это ничего не значит.

- не доверяете? Но он прямо такой человек науки. Ну ладно, а вы в какой области кандидат? – тон ее голоса резко изменился на по-пионерски позитивно-звонкий.

- в стоматологии,– ответила я. Ей при знакомстве рассказывала о себе, она 30 минут назад упоминала о моем медицинском образовании. Она этого не помнит?

- вот это да!.. вот это да!.. ладно, я про ваш случай подумаю, на супервизию схожу по этому вопросу, потому что случай такой необычный, нестандартный и может, какое-то упражненьице сделаем… (диалоги цитируются дословно)

Она отвернулась, чтобы найти телефон, назначить новую дату и спросила желательное время следующей встречи. Диалог она вела вполоборота. Я сказала, что чем быстрее, тем лучше, она записала через пару дней.

Я зависла. Прострация. Я не понимаю, что происходит.

Я сдерживала проступающее негодование, в моем голосе появилось что-то натянуто-звенящее, в движениях появилась резкость, наверное и выражение лица изменилось, но там ботокс камуфлирует эмоции.

- как оплачивать?

- я поскольку только ушла, не оформила никакого ИП. Можно наличными , можно на карту. Потом мне проще будет…

- может, какое-то домашнее задание дадите? – спросила я, одновременно формулируя проясняющий вопрос по поводу психиатра.

- домашние задания будут по мере работы интегрированны в процесс, пока не понятно… нужно чтобы они были по существу, в следующий раз уже домашнее задание будет…, - рассуждала психолог вслух.

- у психиатра я что должна обсуждать конкретно?

- ой, знаете, к нему приходят по самым разным вопросам. Обычно, если это случай какой-то нестандартный, то бывает так, что люди хотят проконсультироваться и психиатром и с психологом. Это я вам так, сказала, просто, на всякий случай. Если не чувствуете потребности, то не надо.

- у психиатров есть профессиональные деформации…, - иронизировала я и начала задавать себе вопросы из категории: что это значит? и что происходит?

- ну вы подумайте…

Я оставила на столе деньги и ушла.

Я не помню, как я добралась домой. Я была в каком-то трансе, прострации. Я понимала, где я и кто я, что еду домой по привычному маршруту, но никак не могла взять в толк – что произошло? Я пришла на эмоциональном подъеме с отличным настроением, пару дней у меня был драйв а сейчас я вообще ничего не чувствую, я ощущая подавленность, у меня полный упадок сил. Тогдп я даже слов подирать не могла для описания сове состояния. Возникла  метафора - я как будто яду приняла, тяжелое гнетущее состояние, эмоциональное онемение, оцепенение.

Я рассуждала – если АА у меня какую-то психиатрическую симптоматику обнаружила, она обязана была мне об этом сообщить.

Приехала домой, смогла только разуться и упала на кровать. Что происходит? Многократно я прокручивала общение с АА и не могла понять: как приехав в отличном настроении, я после 50 минут общения у меня не осталось никаких эмоций и даже сил, чтобы платье?  

Наверняка практически у каждого человека есть опыт, когда после даже непродолжительного общения с кем-то возникает ощущение, как будто каток переехал. Именно это тогда произошло со мной. Я прокручивала произошедшее и не могла понять, что происходит. Я не хотела ни с кем общаться, не могла ничего делать – тяжесть эмоциональной опустошенности подавила тело. Утро вечера мудренее – народная мудрость помогла найти решение: в данный момент самое лучшее – это сон. Волевого усилия хватило только на то, чтобы выпить  валокордину и снять одежду. Ранним вечером, ч то случается исключительно редко, мое сознание растворилось в туманном царстве Морфея. 

Продолжение следует...

Изображение картины Back to sleep любезно предоставлено художником Мариной Бойко.

No comments:

Post a Comment

Как я написала книгу или о том, как бросить курить.